Главная

Уставная деятельность

Направления научной деятельности

Сотрудничество

Книгоиздательская деятельность

Другие виды деятельности

Об оценке результативности деятельности БАН

Защита персональных данных

Хроника событий

Новости Библиотеки

   

Версия для печати

Научные проекты Библиотеки Российской академии наук (БАН)

 

 

 

  • Разработка и внедрение современных информационных  библиотечных технологий
      План 2004-2006

 

  • Исследование фондов БАН на основе методов источниковедческого, кодикологического, библиографического анализа, издательские проекты с применением средств вычислительной техники
     
    План 2004-2006 
     Санкт-Петербургская региональная комиссия по изучению книжной культуры и комплексному изучению книги

 

 

 

Библиотека Российской академии наук – старейшее научное учреждение страны, практически ровесник города и его первый научный и культурный центр. Детище Петра I – комплекс «библиотека-музей» (Библиотека и Кунсткамера) – имело сложную структуру, полностью соответствовавшую европейским стандартам. Однако кардинальным отличием нового учреждения стало то, что на его основе было сформировано неожиданное для тогдашней России структурное завершение: Академия наук.

сли на Западе подобные библиотеки и кабинеты редкостей служили в основном удовлетворению эстетических потребностей знати, то в России библиотека стала первым научным инструментом для добывания и поверки теоретических знаний, а музей – первой научной лабораторией для получения практических научных результатов.

Иными словами, Петербургская Академия наук вместе с Библиотекой и Кунсткамерой составили полноценный научный комплекс, функционировавший по принципу: коллективное обсуждение – индивидуальное научное теоретическое изыскание – индивидуальная проверка теории на практике – коллективное обсуждение, то есть: Конференция → Библиотека → Кунсткамера → Конференция.

Как мы знаем, за три столетия своей истории это учреждение не только выжило и развилось, но и постепенно преобразовало окружавшую его культуру, которая с его помощью прорастила в себе новые силы, ассимилировала, усвоила новое знание и стала способной к его самостоятельному производству.
Число читателей – студентов и аспирантов – в Библиотеке Российской академии наук неуклонно растет. Библиотека все больше открывается в сторону образовательного комплекса.

При этом приходится констатировать, что уровень подготовки читателя, пользующегося крупной научной библиотекой, снижается. Сегодня читатель, не всегда, как это ни странно, ценит науку и научную деятельность. Ведь цели получения образования по сравнению с недавним прошлым значительно изменились – учатся все чаще не для того, чтобы затем работать в избранной области, а для того, чтобы, имея диплом (или два, три диплома), занять более престижное место в номенклатуре или бизнес-системе. Поэтому, к сожалению, каждому из нас приходилось сталкиваться с формально образованными людьми, которые не умеют даже правильно написать требование, указав шифр. Это – результат утраты навыков научного труда…

Итак, в нашем городе, с одной стороны, растет число образовательных учреждений и услуг по обучению, которые стремятся к академизму как к эталонному уровню, а с другой стороны, наблюдается тенденция спада образовательного уровня, и обе эти тенденции замыкаются на нашей Библиотеке.

Поэтому задача Библиотеки очевидна: поддержание высокой планки академического уровня (эталонная функция) и широкое распространение академического знания (образовательно-просветительская функция). В этом кроется  отличие универсальной академической библиотеки от любой крупной публичной библиотеки. Решению этой задачи посвящены все научные проекты Библиотеки РАН.

Гранты и проекты


© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки.
Библиотека Российской академии наук. БАН. Санкт-Петербург. Все права защищены. 2006-2018.